Сб, 21.10.17, 7.33 PM
Сопілкар
Головна сторінка | Інтерв'ю з майстром-сопілкарем Яновим В.І. - для спілкування | Реєстрація | Вхід
[ Нові повідомлення · Учасники · Правила форума · Пошук · RSS ]
Страница 1 из 11
для спілкування » Журнал "Сопілкар" » майстри-сопілкарі » Інтерв'ю з майстром-сопілкарем Яновим В.І.
Інтерв'ю з майстром-сопілкарем Яновим В.І.
sopilkaДата: Пн, 27.07.09, 9.16 PM | Повідомлення # 1
Адміністратор
Група: Администраторы
Повідомлення: 44
Статус: Offline
Интервью с мастером-сопилкарем – Яновым Виталием Ивановичем

- Здравствуйте, Виталий Иванович!
- Добрый вечер!
- Расскажите нашей уважаемой публике о том, как вы впервые познакомились с сопилкой? Чем Вас привлек этот музыкальный инструмент?
- В школьные годы отец купил мне гармошку, баян и балалайку. Когда я с ними немного потаскался и освоился, он сказал:"А сопилка - это не баян, положил в карман - и иди в поле, играй". И подарил мне две сопилки. Одна сувенирная – звук никакой. Вторая получше – фабричная шестидырочная, из музыкального магазина. Но тоже низкого качества. Пять минут играешь – звук пропадает, надо сушить ее. Как-то в 1986 году направили меня от школы в лагерь «Молодая гвардия». Был там один парень с Западной Украины, звали его Олег, - купил при нас себе десятидырочную сопилку и заиграл... правда, всего две мелодии. Сказал, что этому их учат в школе на уроках музыки. Меня впечатлило (увидел и услышал вживую!). Что и говорить, приехал домой, сразу подобрал
те мелодии на своих шести дырках. Потом подумал, что у меня бракованый инструмент, пошёл и купил в магазине третью сопилку - точно такую же, как вторая (других не было). Та же беда! Но зато играл и сушил их теперь по очереди. До сих пор удивляюсь, как можно добиться такой похабной одинаковости при изготовлении
инструментов... Так зародилось две мечты: приобрести хорошую (желательно мастеровую) сопилку, а также создать действующий музыкальный инструмент своими руками.
И лишь через 7 лет - в 1994 году, будучи в Киеве, я случайно наткнулся на живых мастеров, продающих свои (10-пальцевые) сопилки, только квадратные какие-то. Это были Деменчук Дмитрий Фролович и Терещенко Виктор Прокопович. Квадратная форма сопилок как-то не впечатлила меня, но мастера так красиво играли на них, да и друг мой сразу купил. А мечтал-то я! Так у меня появилась первая хроматическая сопилка мастера Терещенко. Хоть и не суперкласс, но она у меня прошла армию и живёт поныне. Позже мы с другом приезжали ещё за другими инструментами к этому мастеру, немного общались и получили небольшой, но очень ценный опыт и в игре, и в изготовлении инструментов. Вспоминаю с благодарностью, дай Бог ему здоровья.
- А давно ли вы занимаетесь изготовлением сопилок?
- С 1995 года.
- Из какого дерева изготавливаете сопилки, какие виды, классы?
- Я делал даже из металла, пластмассы… Но всё же сопилка – это традиционно дерево. Иногда используют эбонит - он более стоек к перепадам влаги и температуры, но даёт более холодный тембр, типа блокфлейты.
Деревья, из которых я делал сопилки: липа, тополь, верба, рябина, береза, ель, сосна, лиственница, калина, бузина, вишня, яблоня, груша, граб, клён (4 вида), ясень, дуб, акация… всех не вспомню, можно еще подсказать…
- Бамбук?
- Да, из бамбука!... Если углубляться в тему, то есть деревья мягкие, средней твердости и твердые. К мягким относятся тополь, верба, липа. Средней твердости – береза, сосна. Твердые – это клен, ясень, дуб, груша, многие плодовые. Предпочтительней всего для изготовления сопилок твердые породы.
Свои инструменты я разделил на три класса – учебные, полупрофессиональные и профессиональные. Различаются они и качеством, и способом изготовления, и, конечно же, видом материала. К примеру, в профессиональный класс входят только твердые породы. И даже не все твердые, а лишь некоторые. Но это правило не без исключений. Если прима (сопрано сопилка) из акации выходит замечательная, то альт и тенор
уже лучше делать из ясеня или дуба. Ещё один важный фактор – плотность годичных слоёв древесины. Дерево с более широкими слоями идет на альт, тенор, бас. С более плотными - на сопрано и пикколо.
Более мягкие породы – тополь, липа и др. - идут на учебные инструменты. Они похуже держат строй из-за мягкости и большей гигроскопичности древесины. Не тот объем звука, не тот диапазон, могут захлебываться на верхах. Для полупрофессиональных я использую породы средней твердости – береза, сосна и т.п. Хотя и береза может попасться довольно твёрдая, что уже приближает будущий инструмент к профессиональному. Хотя, как правило, берёза имеет среднюю твердость.
- Как вы выделяете для себя эти классы? И кому какой класс подходит?
- Как я уже сказал, отличаются они качеством дерева, изготовления, временем, затраченным на изготовление, точностью настройки.
Профессиональный инструмент должен удовлетворять всем требованиям концертного инструмента. Это и качество звука (его уникальность, красота, объемность). Полный диапазон – 2,7 октавы. Сопилка должна хорошо строить. Естественно, внешний вид должен соответствовать высокому классу.
У полупрофессиональной сопилки дерево и технология изготовления попроще. По какому-то из параметров она уступает профессиональной. Например, у нее может и звук быть уникальным, но не весь диапазон. Или же внешний вид немного недотягивает (при всех других достоинствах).
Учебные сопилки. Этот класс предназначен либо как инструмент для начинающих (семидырочный вариант), либо как просто дешевый инструмент (хроматический вариант). Требования к учебным сопилкам минимальны.ес
В наших краях традиционно известны два стандарта сопилок: шестидырочная (диатоническая) и десятидырочная (хроматическая). Можно сделать и промежуточные варианты – 7, 8, 9 отверстий. Кстати, на диатонической сопилке можно также сыграть хроматический звукоряд (частичным приоткрыванием отверстий). А добавочные отверстия-полутона в хроматическом инструменте просто дают большую свободу движений, скорость игры. Так что принцип похож, правда, хроматическая сопилка получше строит и имеет больший диапазон. А для начального обучения я использую 7-дырочные инструменты. Очень удобно и легко в освоении. Достаточно затем одного занятия, чтобы перейти на хроматику. Лично для себя я определил, что учебный вариант – семидырочный. Не шесть, не восемь, а именно семь. Так мне подсказал опыт. Я бы даже рекомендовал такой вариант для массового производства.
Сопилка – инструмент как сольный, так и ансамблевый. Сопрано имеет строй До мажор. Более низкие: альт (Соль мажор), тенор (Фа мажор), бас (До мажор). Выше сопрано – это пикколо с Фа мажорным строем. Такие стандарты сложились в советские времена (в музыкальном производстве). На заказ можно сделать сопилку любого строя (например, До# мажор, Ре# мажор, Ми мажор, ре мажор и т.д.) Это позволяет играть сложные произведения в бемольных-диезных тональностях. В том числе, возможны и целые ансамбли в таких «черных» тональностях.
Какой инструмент лучше выбрать для начала? Обычно я рекомендую сопрано. Ведь практически все остальные виды – транспонирующие. Хотя не обязательно; научишься на одной (любой) - на всех остальных сыграешь. Если говорить о характере звука, то у альта и тенора он глубокий и низкий, я бы сказал, благородный. Прекрасно звучат альт и тенор в помещении с реверберацией (там, где эхо). В поле, на открытом пространстве хорошо звучит пикколо - далеко, разливисто. У нее полетный звук. В помещении пикколо звучит немного крикливо. А сопрано - это как бы "золотая середина". Джоломыга (дводенцивка, жоломийка) – это двойная сопилка. Она позволяет играть в два голоса: в терцию (где-то в пределах двух октав), в сексту. Возможности такого инструмента достаточно широкие. Изготовить дводенцивку можно из цельного куска дерева или склеить две сопилки. А сейчас я разрабатываю еще одну форму, которая будет одним движением разбираться на две отдельные.
- У вас интересная необычная форма сопилок. Чем это продиктовано?
- Лично я очень люблю и часто использую для игры квадратно-арочную форму (часть сопилки квадратная, часть – в виде арки). Можно и всю сделать, как арку. Другая форма - традиционная, круглая (точнее, цилиндрическая). Да можно сделать хоть восьмиугольную - на звук это существенно не влияет. У "некруглой" формы есть свои плюсы. Во-первых, она не катится по столу, поэтому реже падает, то есть меньше подвержена риску раскалывания. Во-вторых, в ней быстрее пальцами не глядя отверстия находишь. Это удобно на концерте, когда нужно быстро поменять инструменты во время одной композиции.
Если украшать резьбой – то лучше квадратную. А разборную сопилку удобнее делать круглой.
- Много ли мастеров-сопилкарей в Украине? В Сумах?
- Есть, конечно, в Украине мастера, но я знаю немногих, например, Владимир Вихренко, Виктор Терещенко. Недавно ушёл из жизни Дмитрий Деменчук - мастер, который разработал и ввёл в обиход в 1967 г. известную нам десятипальцевую хроматическую сопилку. Кстати, сопилка - можно сказать, очень древний музыкальный инструмент. Свирель, найденная археологами в посёлке Малая Сыя (Сибирь) датируется возрастом 60 тыс. лет до н. э. Сделана она не из дерева, а из минерала гематита (Газарян «В мире музыкальных инструментов»). Это самый древний из найденных инструментов, хотя не самый древний вообще. Потому как для того, чтобы додуматься до такой системы – свисток и дырочки – нужно было пройти путь от более простых форм….
- Заказывают ли у вас сопилки из других стран? Насколько там популярна сопилка?
- Другие страны, куда попадали мои сопилки – это Германия, это Америка, Россия, Белоруссия. Из России заказов чуть ли не больше, чем с Украины.
- Насколько сопилка популярна в Сумском регионе по сравнению с Западной Украиной?
Западную Украина граничит с Польшей, Румынией, Молдовой. А наш регион ближе к России и Беларуси. Это свой отпечаток накладывает. И в языке мы видим различие (их язык тяготеет к польскому, наш – к русскому), и в музыке это проявляется. Западноукраинская музыка для нас, как молдавская – сложная, одним словом (скорее экзотична, чем привычна).
Сопилка там очень популярна, она - неотъемлемая часть их музыкального наследия. А в нашем регионе - почти забытый инструмент, который существовал в двух видах: дудка и пыжатка. Но мало кто сейчас вам что-либо расскажет о них. Хотя потихоньку и у нас на Слобожанщине сопилка возрождается (уже модернизированная). Там, где она появляется – пользуется большим спросом, интересуются ею. Правда, репертуар на ней исполняют с тяготением к молдавским, румынским и закарпатским мотивам - технически сложным. А вот в плане красивой лирики практически вакуум. Я со своим коллективом стараюсь заполнить эту нишу. Мы записали альбом лирической гармонизирующей музыки с использованием сопилки, исполняем её на концертах.
- Преподается ли сопилка в музыкальном училище?
- В Сумах специально не преподается. Но вот мой ученик обучается в училище по классу гобоя. Но так как он и сопилку изучал вне училища, – то в оркестре он и на сопилке играет. Будет ещё сопилка и у нас преподаваться, это неизбежно. Если, вследствие политики украинизации, стали закрывать классы «неукраинских» инструментов, то значит, будут открывать и классы «украинских». Хотя кто и когда решил что этот инструмент наш, а этот не наш? Раньше учили балалайку. А теперь этот инструмент стал русским. И его перестали изучать. А какой свой? Свой – сопилка. Поэтому, внедрять будут. В частности, с начальником управления культуры Василием Николаевичем Деркачем мы уже этот вопрос обговаривали. Сначала обучение игре на сопилке должно быть внедрено в музшколах, а потом и в музучилищах. Были бы преподаватели. Это лишь вопрос времени... А интерес и спрос есть.
- Сопилка – это скорее одинокий инструмент или ансамблевый? И с каким инструментом она сочетается?
- И то и другое. И одинокий, и ансамблевый. Если брать по одинокости – то она даже может занимать лидирующие места. Как ансамблевый занимает высокое место по оригинальности. Потому что ансамбль сопилкарей - это весьма экзотично и оригинально. А сочетается сопилка красиво с гитарой, фортепиано, баяном, хорошо звучит и под минусовую фонограмму. А вообще сложно себе представить украинский ансамбль без сопилки. С хором она тоже здорово звучит. Сопилка оживляет любой ансамбль. В духовом оркестре, благодаря своей громкости в верхних регистрах, она прорезает весь оркестр.
- Насколько долговечным инструментом является сопилка? И как она переносит климатические влияния?
- Все музыкальные инструменты не любят перепадов влажности и температуры. Сопилка в этом плане чувствительный инструмент, особенно в периоды второй половины осени и середины весны (моменты включения–выключения отопления). В такие периоды в помещении зябко и влажно, при этом строй сопилки (как и всех духовых) будет понижаться. А в жару - повышаться. А вот у струнных инструментов - наоборот, – на холоде строй повышается, а в жару - понижается. Важно учитывать этот фактор при выступлении. Особенно если вы играете в ансамбле. По поводу влаги – мне приходилось играть и на морозе, и под ливнем. И ничего… Но это плохо, лучше от такого уберечься. Что касается долговечности, то хороший инструмент служит долго. Мои инструменты вот уже пятнадцать лет играют и не ломаются. Но я их всё-таки берегу, это же музыкальные инструменты...
- Чем сопилка отличается от блок-флейты и флейты?
- По сути, сопилка - это продольная флейта, разновидность флейты. Поперечные флейты раньше тоже были деревянными. В сопилке донышко плоское, денцивка ее еще называют. А в блок-флейте для вдувания воздуха используется мундштуковая форма. Блок-флейта разбирается на две или три части, что позволяет немного подстроить ее. Блок-флейту сейчас часто изготавливают из пластика. Пластик меньше реагирует на погоду, но звук у него более холодный, звенящий. Поскольку у блокфлейты (европейской) внутренний канал конусный, у неё другая, более сложная и непоследовательная аппликатура. Это её минус. Из-за этого не существует двойных блокфлейт (типа джоломыги).
Классическая поперечна флейта, как правило, из металла, с клапанами. У неё больший диапазон и большие технические и динамические возможности. Да и звук по тембру совсем другой. Аппликатура немного похожа, но всё же, флейта и сопилка - это уже разные самостоятельные инструменты, каждый со своим неповторимым звучанием. Хотя они и родственные.
- Какие преимущества и недостатки у сопилки?
- Вообще у любого инструмента есть свои недостатки. Если быть совсем точным и придираться, то самая нижняя нота, допустим до, если совсем точно настроена сопилка – до второй октавы точно настроено, то до первой октавы может быть чуть-чуть ниже, а до третьей октавы может быть чуть-чуть выше. По сравнению с обычной флейтой – меньше диапазон. А если по преимуществам – то это в целом ее небольшой размер и вес, возможность играть на сопилке практически любой сложности произведение, экзотический звук, большое влияние исполнителя на характер звука. Вот еще одна из особенностей сопилки – на ней прекрасно звучит стаккато, вибратто, трель. Трель – это вообще козырь сопилки. Большое преимущество сопилки – это ее цена. Редко вы найдете профессиональный мастеровой инструмент и за такую цену. К тому же это очень легкий инструмент в обучении. Сопилка – очень лирический инструмент. Голос сопилки подобен человеческому плачу. На ней легко передавать настроение. К слову музыкальные инструменты делятся на два вида. Одни более независимые, а другие – более зависимые. Если даже сравнить два струнный инструмента – пианино и гитару. Гитара более зависимый инструмент, она позволяет проделать больше манипуляций с собой. Так и сопилка позволяет больше переживаний в себя внести, позволяет больше самовыражения.
- Какие условия хранения сопилки?
- После игры желательно оставить ее на пять минут – чтобы сопилка просохла. Потом положить в чехол и держать ее в чехле. Вообще сопилка проваривается или в парафине, или в воске, или в масле. И поэтому, она защищена от влаги. И снаружи, и изнутри. Для меня предпочтительнее парафин – он более тугоплавкий. Воск на солнце может выступать, что не совсем хорошо. Проваренная в масле сопилка может вообще пачкаться. Фабричные покрываются еще лаком. Но по опыту я знаю, что лак потом трескается и облазит. Я сам однажды пробовал покрыть лаком – инструмент стал звучать хуже. Для ухода за сопилкой рекомендую использовать мастику. После проварки я еще натираю сопилку мастикой (основной элемент – воск). Мастика сохраняет природность дерева, не ухудшает звучания и отталкивает влагу. Есть сопилки непроваренные, а просто пропитанные маслом. Такие сопилки необходимо постоянно натирать маслом. Можно проварить, а потом натереть маслом. Только не подсолнечным, а, например, лавандовым. Может иногда стоит взять тряпочку и протереть внутри маслом. Можно натереть мастикой, а потом, временами, натирать маслом.
- Есть ли аналоги сопилки за рубежом?
- Да, наверное, во всех странах есть аналоги. Принцип у них похож. А звук, и способы звукоизвлечения могут отличаться. Наверное, сопилку даже можно назвать прародителем всех духовых инструментов. Хотя есть еще более древняя – пан-флейта. Есть еще такие виды сопилки как теленка, зубовка, флояра. Это простые варианты сопилки, без дырочек или без свистка. На этих примерах можно проследить эволюцию сопилки.
- Сопилка – это ведь духовой инструмент. Нужно ли учиться правильно дышать для эффективного звукоизвлечения?
- Хорошо когда человек занимается и пением параллельно с освоением сопилки. Тогда он начинает понимать, что звук зарождается еще где-то внутри человека, а не в самом инструменте. Тогда приходит понимание, что нужно не просто дуть в свисток, а звук нужно формировать энергетически внутри себя. При игре на сопилке важно и движение диафрагмы, и позиция неба, позвоночника и прочее. От всех этих нюансов очень зависит извлекаемый звук.
- Можно ли разыграть сопилку? Или она одинаково звучит как новая, так и уже находящаяся в пользовании?
- По поводу разыгрывания… Чем больше разыгрываешь инструмент – тем больше начинаешь ощущать как она «отзывается». Даже чувствуешь как она вибрирует под пальцами. То есть ты звучишь в ней, а она – в тебе. С моим инструментом это многим удается. Обычно хорошо изготовленная сопилка может сразу на нескольких нотах вот так звучать. Неумелый музыкант может «задуть» ноты в сопилке. Более умелый музыкант может «вытащить» эти ноты. Чем чаще умелый музыкант наигрывает инструмент – тем быстрее сопилка потом «отзывается». Это вообще относится к духовым инструментам. Я однажды взял чужую трубу и тихонько наиграл мелодию. Приходит трубач, берет и трубу – и спрашивает – кто играл на моей трубе? То есть он долго ее разыгрывал, «выводил» ноты. А тут приходит, берет – и труба не «отзывается».
- Значит сопилка – это интимный инструмент?
- Да, сопилка и гигиенически личный инструмент, и вообще сопилка привыкает к человеку. Сопилку легко можно «задуть». Вообще правильно не давать никому свой инструмент. Но если дать, к примеру, инструмент хорошему музыканту – то он может и улучшить сопилку, разыграть ее.
- Можно ли научить мастерству изготовления сопилки?
- Элементарные знания передать можно. А вот уже интуитивное чувство – это передать вряд ли можно. Вот берешь в руки заготовку и уже знаешь – вот эта будет играть. И не ошибаешься. А почему? Откуда я это знаю? Это ведь не догадка и не совпадение. Вот если даже точно скопировать мои движения – все равно я ощущаю что-то не так. Я это делаю с другим ощущением. Есть пару движений, которые я и объяснить не могу. Вот, в какой то период я делаю одно элементарное движение, и знаю, что после этого сопилка должна лучше играть. Когда делаешь хороший инструмент постоянно останавливаешься на, с виду, лишние действия. Эти все лишние движения на самом деле составляют некий ритуал, секрет мастера, который передать невозможно.
- Какое, по вашему, у сопилки будущее?
- Думаю большое будущее. Пока еще ансамбль сопилкарей – это диковинка, но уже не редкость. И без моих пожеланий и прогнозов видно что сопилка развивается. В Сумы однажды приезжал львовский квартет. Божена Корчинская в их числе. Во время выступления они проводили даже мастер-класс. Рассказывали о сопилке, о ее подстройке, настройке, как ею пользоваться. Своими концертами они доказывали, что сопилка полноценный музыкальный инструмент, играя на ней классические произведения. Я бы тоже так сказал. В сопилке больше двух с половиной октав. Это диапазон как у человеческого голоса. И это достойный распространения инструмент. Но это вопрос времени. К примеру нужно еще разработать методический материал по обучению сопилке в том числе и на английском языке. А пока популяризировать сопилку нашей системы за рубежом смысла не имеет, пока нет методической базы. Система Деменчука лучше и оптимальней. Более логична, чем немецкая система. Я уверен что нашу систему нужно популяризировать и в СНГ, и в Европе. Мое мнение – будущее нашей сопилки большое.

21 июля 2009 г. Интервью провел Илья Сафронов

 
sopilkaДата: Пн, 27.07.09, 9.28 PM | Повідомлення # 2
Адміністратор
Група: Администраторы
Повідомлення: 44
Статус: Offline
Вот текстовый файл, для удобства прочтения
Доповнення: 4470040.doc(68Kb)
 
гак1уДата: Ср, 19.09.12, 9.03 PM | Повідомлення # 3
Початківець
Група: прихожане
Повідомлення: 1
Статус: Offline
Уважаемый Виталий Иванович! Очень хочу приобрести сопилку изготовленную Вашими руками. Как это сделать?
 
для спілкування » Журнал "Сопілкар" » майстри-сопілкарі » Інтерв'ю з майстром-сопілкарем Яновим В.І.
Страница 1 из 11
Поиск:


Меню сайту
Форма входу
Друзі сайту
Статистика
Copyright MyCorp © 2017